Новости

архив

Проверка надежности иностранного поставщика

Достаточно распространенной ситуацией на предприятии, занимающегося экспортно-импортными операциями, является отсутствие  какого-либо сырья, компонентов или других материальных ресурсов в России, что приводит компанию к необходимости искать эти самые ресурсы за рубежом. В данной статье мы попытаемся проиллюстрировать, как именно происходит процесс проверки надежности иностранного поставщика, с какими сложностями и подводными камнями приходится сталкиваться предприятию в подобных ситуациях, а так же несколько приемов, существенно облегчающих процесс поиска и выбора надежного поставщика.

 


 

 Основными причинами работы с иностранными поставщиками обычно являются:

  • Отсутствие нужных товаров на внутреннем рынке.
  • Более низкие цены на внешних рынках.
  • Более высокое качество импортных товаров.
  •  Применение передовых технологий при производстве импортных товаров.
  • Импортные товары лучше обеспечиваются запчастями и сервисом.

 Итак, генеральный директор отдает распоряжение приобрести необходимые материалы или товар, а отдела снабжения или отдел ВЭД, используя разнообразные инструменты поиска, ищет поставщика нужного товара. И находит достаточно легко, так как обычный алгоритм поиска: «Запрос по ключевым словам» в сети Интернет или использование существующих перечней поставщиков, публикуемых в разнообразных СМИ и тематических изданиях, практически сразу же предложит массу самых разнообразных вариантов. Однако большинство фирм и компаний (и это сложившаяся международная практика), работающих с вами впервые, обязательно попросят сделать предоплату. И тут встает вопрос – а не  получится так, что деньги переведены, а товар не отгружается, поставщик пропадает, перестает отвечать на звонки и письма и т.д.?

Эти страшилки мелькают в голове, наверное, у каждого снабженца, кто впервые выходит на международный рынок. «Как уберечь себя? Как свести риски к минимум?» Об этом мы сейчас и поговорим.

Есть предварительные методы оценки благонадежности поставщика и меры юридического характера, направленные на правовую защиту сделки.

Первая группа мер под силу любому внимательному и вдумчивому снабженцу. Вторая группа мер может быть обеспечена с помощью юриста-международника, но тут надо учесть, что большинство юристов имеют узкую специализацию и физически не могут знать все законодательные акты разных стран и межправительственные соглашения, регулирующие отношения этих самых стран.  Есть, конечно, серьезные юридические и консультационные агентства, которые за очень внушительную сумму помогут вам составить контракт, так что вы можете быть уверены в вашей правовой защите от любого случая. К таким агентствам можно причислить, например, DLA Papers (Санкт-Петербург). Однако их минус – высокая стоимость услуг, не каждый предприниматель может себе позволить подобное. Один из наиболее бюджетных и надежных вариантов обращение в Торгово-Промышленную Палату своего региона. Обычно в ее штате есть юрист, и даже если он не является знатоком международного права, то в Московской ТПП вам обязательно помогут, так как запрос будет перенаправлен туда.  

Возвращаясь к ситуации, когда товар (материалы, оборудование и т.п.) закупать надо, и закупать своими силами и денег на дорогих консультантов у нас нет. Что же делать в такой ситуации?

 Ниже описаны предварительные мероприятия, направленные на то, чтобы собрать максимум сведений об иностранном контрагенте.

 Прежде всего, попробуйте обратиться к источникам.

www.kompass.com 

Kompass – это уникальная B-2-B база данных, содержащая информацию о 3 млн компаний 60 стран мира. Сайт Kompass предоставляет информацию о компаниях ведущих стран мира, предлагает поиск по уникальному классификатору товаров и услуг и стандартизированное представление данных компаний с полным описанием деятельности каждой компании, ее товаров и услуг, торговых марок, руководителей, направлений экспорта/импорта. У Вас также есть возможность отправлять Запросы на поставку товара, выгружать информацию в файл, скачивать демо-версии электронных справочников предприятий.

www.dnb.ru

Глобальная сеть Dun & Bradstreet (D&B) дает возможность получить информацию о любой компании в любой стране мира и быстро оценить, насколько безопасно с ней вести бизнес. База данных D&B, ведя свою историю с 1841 года, не имеет аналогов по объему (200 млн компаний), основана на уникальной технологии стандартизации и проверки данных (DUNSRight®), а также на собственной глобальной системе идентификации бизнесов (DUNS номер). Interfax-D&B, совместное предприятие, созданное в 2008 году Группой "Интерфакс" и Dun & Bradstreet для работы в России и СНГ, обеспечивает доступ к общемировой базе данных о компаниях, предоставляет аналитические услуги для оценки кредитных рисков, соответствующие самым высоким международным стандартам.

www.europages.com.ru

EUROPAGES является крупнейшей европейской информационной системой класса B2B.  Через свои специализированные интернет-каталоги для покупателей, поставщиков, дистрибьюторов и экспортеров  EUROPAGES способствует получению необходимой информации о компаниях из 36 европейских стран на 26 языках.   EUROPAGES делает доступными для покупателей базы данных поставщиков по всей Европе, всех бизнес-секторов.

www.creditreform.com

Кредитно-информационное агентство CREDITREFORM , является крупнейшим агентством экономической информации в Европе, обладает готовой кредитной информацией с относительно «свежими» данными о 85% компаний Германии и других европейских стран. Агентства CREDITREFORM или Dun&Bradstreet обычно предоставляют следующую информацию:

– сведения о собственниках и менеджменте,

– юридический статус и история предприятия,

– виды  деятельности, финансовая информация, кредитная история,

– информация об имеющихся текущих и просроченных задолженностях и независимое мнение, выраженное в определенной сумме максимального кредитного лимита

www.ved.gov.ru

Информационно-поисковая система «Портал внешнеэкономической информации Российской Федерации» разработана Минэкономразвития России в целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности Российской Федерации. Информационное наполнение Системы производят структурные подразделения Министерства, представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах. Также, информацию для наполнения предоставляют Администрации регионов России, предпринимательские и отраслевые союзы и объединения, а также непосредственно российские предприятия-экспортеры. Обеспечение функционирования информационного ресурса возложено на Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности.  Основные задачи системы – информационно-консультационное обеспечение российских и зарубежных участников внешнеторговой деятельности, а также поддержка продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки. 

На что следует еще обратить внимание при проверке поставщика?

1)Показатели солидности контрагента:

  • число работающих сотрудников (в том числе сотрудников, участвующих в НИОКР (R&D department),
  • число предприятий и размеры производственных площадей,
  • степень диверсификации фирмы (т.е. сфера деятельности и номенклатура выпускаемой продукции),
  • доля интересующей нас продукции в объеме производства фирмы и отрасли.
  • срок работы на международном рынке.
  • постоянные клиенты компании (обычно компании гордятся своими клиентами и сообщают о них на своих сайтах, а эту информацию не трудно проверить).

2)Платежеспособность. Это важно знать прежде всего экспортерам, поскольку иностранный покупатель будет для них выступать в роли плательщика, однако покупателям товаров также весьма полезно быть информированными о финансовом положении их зарубежных поставщиков. В целом уровень кредитоспособности фирм определяется следующими данными:

  • точностью исполнения платежей и сроками оплаты счетов;
  • составом банков и других финансовых учреждений, которые ведут дела  с компанией;
  • общим объемом финансовых средств компании;
  • отсутствием юридических проблем или неоплаченных долгов.

3)Деловая репутация.  Репутация фирмы определяется:

  • тщательностью и добросовестностью выполнения обязательств,
  • наличием опыта в определенной сфере бизнеса,
  • стремлением учитывать предложения и пожелания контрагента и решать все возникающие сложные ситуации путем переговоров.

 Обратите внимание!!!

 - сайт компании. Его наличие, наполненность, грамотность. Учитывая современные реалии, например в Китае, сделать сайт стоит дешевле, чем пообедать и именно в Китае существует много фирм-читтеров (обманщиков), фирм-однодневок, которые заманивают к себе иностранных покупателей, берут небольшую предоплату (10-30%) и пропадают.

- электронный адрес, с которого с вами ведут переписку, желательно должен быть корпоративным, а не зарегистрированным на бесплатных почтовых службах, таких как Hotmail. 123.com, gmail и т.п. Конечно это не аксима и солидные компании могут вести переписку с бесплатных адресов, но это редкость.

- учредительные документы. Предоставляет ли их поставщик по первому требованию?  Какие виды деятельности там указаны? Каков размер уставного капитала? Как давно существует фирма? Найти переводчика чтобы прочесть такие документы не сложно.

- оффшор - с осторожностью относитесь к компаниям зарегистрированным в оффшорных зонах – Гонконг, Виргинские острова. И даже если компания зарегистрирована не в оффшоре, а оплатить просят на оффшорный счет – то стоит уделить повышенное внимание причине – почему им это надо?

- контракт - обратите внимание как компания относится к подписанию контракта – внимательно ли читает, вносит ли поправки или готова не глядя подписать ваш вариант? Тема контракта и его роли – тема отдельной статьи.

 Дополнительно хочу привести список различных справочников, которые могу помочь вам в поиске иностранных  контрагентов.

 Справочники

  • ABC Europe Production (общеевропейский справочник экспортеров, издается в ФРГ);
  • Kompass (общеевропейский справочник, издается в ФРГ);
  • Kelly's Business Directory (Великобритания);
  • Austria Export Data (Австрия);
  • Melbourne Big  (Австралия);
  • Wer Liefert Was, Wer Baut Maschinen und Anlagen (ФРГ);
  • Trade Directory for Denmark (Дания);
  • Italia Federexport (Италия).

 Специализированные базы данных

Маркетинговая служба крупнейшей американской информационной компании "Dun @ Breadstreet" имеет следующие базы данных:

  • 1. Dun's Electronic Yellow Pages — справочная информация о публичных и частных компаниям с указанием адреса, кода отрасли и т.д.
  • 2. Dun's Financial Records plus — финансовая и справочная информация по компаниям США с расшифровкой статей пассива и актива баланса, а также финансовые показатели в сравнении со средними для данной отрасли.
  • Dun's Market Identifier's — самая полная справочная информация по частным и публичным компаниям США, включая данные о  руководителях и об объемах продаж. Более 6 млн. справок.
  • 4. International Dun's Market Identifier's — международный электронный справочник по ведущим компаниям каждой отрасли. Более 200 тыс. справок по 90 странам.
  • 5. Million Dollars Directory — информация о фирмах США с годовым объемом продаж более 1 млн. долл. Более 160 тыс. справок.
  • 6. Dun's Electronic Business Directory — более 8,4 млн. справок о товарах и услугах, оказываемых примерно 60% американских компаний.

Бондаренко Я.А.

Эксперт по ВЭД ООО "Крафтикс"

X

Обратная связь

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 
X

Обратная связь

Введите ваше ФИО:
Введите ваш email:
Ваш вопрос: