Проверка надежности иностранного поставщика
Достаточно распространенной ситуацией на предприятии, занимающегося экспортно-импортными операциями, является отсутствие какого-либо сырья, компонентов или других материальных ресурсов в России, что приводит компанию к необходимости искать эти самые ресурсы за рубежом. В данной статье мы попытаемся проиллюстрировать, как именно происходит процесс проверки надежности иностранного поставщика, с какими сложностями и подводными камнями приходится сталкиваться предприятию в подобных ситуациях, а так же несколько приемов, существенно облегчающих процесс поиска и выбора надежного поставщика.
Основными причинами работы с иностранными поставщиками обычно являются:
- Отсутствие нужных товаров на внутреннем рынке.
- Более низкие цены на внешних рынках.
- Более высокое качество импортных товаров.
- Применение передовых технологий при производстве импортных товаров.
- Импортные товары лучше обеспечиваются запчастями и сервисом.
Итак, генеральный директор отдает распоряжение приобрести необходимые материалы или товар, а отдела снабжения или отдел ВЭД, используя разнообразные инструменты поиска, ищет поставщика нужного товара. И находит достаточно легко, так как обычный алгоритм поиска: «Запрос по ключевым словам» в сети Интернет или использование существующих перечней поставщиков, публикуемых в разнообразных СМИ и тематических изданиях, практически сразу же предложит массу самых разнообразных вариантов. Однако большинство фирм и компаний (и это сложившаяся международная практика), работающих с вами впервые, обязательно попросят сделать предоплату. И тут встает вопрос – а не получится так, что деньги переведены, а товар не отгружается, поставщик пропадает, перестает отвечать на звонки и письма и т.д.?
Эти страшилки мелькают в голове, наверное, у каждого снабженца, кто впервые выходит на международный рынок. «Как уберечь себя? Как свести риски к минимум?» Об этом мы сейчас и поговорим.
Есть предварительные методы оценки благонадежности поставщика и меры юридического характера, направленные на правовую защиту сделки.
Первая группа мер под силу любому внимательному и вдумчивому снабженцу. Вторая группа мер может быть обеспечена с помощью юриста-международника, но тут надо учесть, что большинство юристов имеют узкую специализацию и физически не могут знать все законодательные акты разных стран и межправительственные соглашения, регулирующие отношения этих самых стран. Есть, конечно, серьезные юридические и консультационные агентства, которые за очень внушительную сумму помогут вам составить контракт, так что вы можете быть уверены в вашей правовой защите от любого случая. К таким агентствам можно причислить, например, DLA Papers (Санкт-Петербург). Однако их минус – высокая стоимость услуг, не каждый предприниматель может себе позволить подобное. Один из наиболее бюджетных и надежных вариантов обращение в Торгово-Промышленную Палату своего региона. Обычно в ее штате есть юрист, и даже если он не является знатоком международного права, то в Московской ТПП вам обязательно помогут, так как запрос будет перенаправлен туда.
Возвращаясь к ситуации, когда товар (материалы, оборудование и т.п.) закупать надо, и закупать своими силами и денег на дорогих консультантов у нас нет. Что же делать в такой ситуации?
Ниже описаны предварительные мероприятия, направленные на то, чтобы собрать максимум сведений об иностранном контрагенте.
Прежде всего, попробуйте обратиться к источникам.
Kompass – это уникальная B-2-B база данных, содержащая информацию о 3 млн компаний 60 стран мира. Сайт Kompass предоставляет информацию о компаниях ведущих стран мира, предлагает поиск по уникальному классификатору товаров и услуг и стандартизированное представление данных компаний с полным описанием деятельности каждой компании, ее товаров и услуг, торговых марок, руководителей, направлений экспорта/импорта. У Вас также есть возможность отправлять Запросы на поставку товара, выгружать информацию в файл, скачивать демо-версии электронных справочников предприятий.
Глобальная сеть Dun & Bradstreet (D&B) дает возможность получить информацию о любой компании в любой стране мира и быстро оценить, насколько безопасно с ней вести бизнес. База данных D&B, ведя свою историю с 1841 года, не имеет аналогов по объему (200 млн компаний), основана на уникальной технологии стандартизации и проверки данных (DUNSRight®), а также на собственной глобальной системе идентификации бизнесов (DUNS номер). Interfax-D&B, совместное предприятие, созданное в 2008 году Группой "Интерфакс" и Dun & Bradstreet для работы в России и СНГ, обеспечивает доступ к общемировой базе данных о компаниях, предоставляет аналитические услуги для оценки кредитных рисков, соответствующие самым высоким международным стандартам.
EUROPAGES является крупнейшей европейской информационной системой класса B2B. Через свои специализированные интернет-каталоги для покупателей, поставщиков, дистрибьюторов и экспортеров EUROPAGES способствует получению необходимой информации о компаниях из 36 европейских стран на 26 языках. EUROPAGES делает доступными для покупателей базы данных поставщиков по всей Европе, всех бизнес-секторов.
Кредитно-информационное агентство CREDITREFORM , является крупнейшим агентством экономической информации в Европе, обладает готовой кредитной информацией с относительно «свежими» данными о 85% компаний Германии и других европейских стран. Агентства CREDITREFORM или Dun&Bradstreet обычно предоставляют следующую информацию:
– сведения о собственниках и менеджменте,
– юридический статус и история предприятия,
– виды деятельности, финансовая информация, кредитная история,
– информация об имеющихся текущих и просроченных задолженностях и независимое мнение, выраженное в определенной сумме максимального кредитного лимита
Информационно-поисковая система «Портал внешнеэкономической информации Российской Федерации» разработана Минэкономразвития России в целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности Российской Федерации. Информационное наполнение Системы производят структурные подразделения Министерства, представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах. Также, информацию для наполнения предоставляют Администрации регионов России, предпринимательские и отраслевые союзы и объединения, а также непосредственно российские предприятия-экспортеры. Обеспечение функционирования информационного ресурса возложено на Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности. Основные задачи системы – информационно-консультационное обеспечение российских и зарубежных участников внешнеторговой деятельности, а также поддержка продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки.
На что следует еще обратить внимание при проверке поставщика?
1)Показатели солидности контрагента:
- число работающих сотрудников (в том числе сотрудников, участвующих в НИОКР (R&D department),
- число предприятий и размеры производственных площадей,
- степень диверсификации фирмы (т.е. сфера деятельности и номенклатура выпускаемой продукции),
- доля интересующей нас продукции в объеме производства фирмы и отрасли.
- срок работы на международном рынке.
- постоянные клиенты компании (обычно компании гордятся своими клиентами и сообщают о них на своих сайтах, а эту информацию не трудно проверить).
2)Платежеспособность. Это важно знать прежде всего экспортерам, поскольку иностранный покупатель будет для них выступать в роли плательщика, однако покупателям товаров также весьма полезно быть информированными о финансовом положении их зарубежных поставщиков. В целом уровень кредитоспособности фирм определяется следующими данными:
- точностью исполнения платежей и сроками оплаты счетов;
- составом банков и других финансовых учреждений, которые ведут дела с компанией;
- общим объемом финансовых средств компании;
- отсутствием юридических проблем или неоплаченных долгов.
3)Деловая репутация. Репутация фирмы определяется:
- тщательностью и добросовестностью выполнения обязательств,
- наличием опыта в определенной сфере бизнеса,
- стремлением учитывать предложения и пожелания контрагента и решать все возникающие сложные ситуации путем переговоров.
Обратите внимание!!!
- сайт компании. Его наличие, наполненность, грамотность. Учитывая современные реалии, например в Китае, сделать сайт стоит дешевле, чем пообедать и именно в Китае существует много фирм-читтеров (обманщиков), фирм-однодневок, которые заманивают к себе иностранных покупателей, берут небольшую предоплату (10-30%) и пропадают.
- электронный адрес, с которого с вами ведут переписку, желательно должен быть корпоративным, а не зарегистрированным на бесплатных почтовых службах, таких как Hotmail. 123.com, gmail и т.п. Конечно это не аксима и солидные компании могут вести переписку с бесплатных адресов, но это редкость.
- учредительные документы. Предоставляет ли их поставщик по первому требованию? Какие виды деятельности там указаны? Каков размер уставного капитала? Как давно существует фирма? Найти переводчика чтобы прочесть такие документы не сложно.
- оффшор - с осторожностью относитесь к компаниям зарегистрированным в оффшорных зонах – Гонконг, Виргинские острова. И даже если компания зарегистрирована не в оффшоре, а оплатить просят на оффшорный счет – то стоит уделить повышенное внимание причине – почему им это надо?
- контракт - обратите внимание как компания относится к подписанию контракта – внимательно ли читает, вносит ли поправки или готова не глядя подписать ваш вариант? Тема контракта и его роли – тема отдельной статьи.
Дополнительно хочу привести список различных справочников, которые могу помочь вам в поиске иностранных контрагентов.
Справочники
- ABC Europe Production (общеевропейский справочник экспортеров, издается в ФРГ);
- Kompass (общеевропейский справочник, издается в ФРГ);
- Kelly's Business Directory (Великобритания);
- Austria Export Data (Австрия);
- Melbourne Big (Австралия);
- Wer Liefert Was, Wer Baut Maschinen und Anlagen (ФРГ);
- Trade Directory for Denmark (Дания);
- Italia Federexport (Италия).
Специализированные базы данных
Маркетинговая служба крупнейшей американской информационной компании "Dun @ Breadstreet" имеет следующие базы данных:
- 1. Dun's Electronic Yellow Pages — справочная информация о публичных и частных компаниям с указанием адреса, кода отрасли и т.д.
- 2. Dun's Financial Records plus — финансовая и справочная информация по компаниям США с расшифровкой статей пассива и актива баланса, а также финансовые показатели в сравнении со средними для данной отрасли.
- Dun's Market Identifier's — самая полная справочная информация по частным и публичным компаниям США, включая данные о руководителях и об объемах продаж. Более 6 млн. справок.
- 4. International Dun's Market Identifier's — международный электронный справочник по ведущим компаниям каждой отрасли. Более 200 тыс. справок по 90 странам.
- 5. Million Dollars Directory — информация о фирмах США с годовым объемом продаж более 1 млн. долл. Более 160 тыс. справок.
- 6. Dun's Electronic Business Directory — более 8,4 млн. справок о товарах и услугах, оказываемых примерно 60% американских компаний.
Бондаренко Я.А.
Эксперт по ВЭД ООО "Крафтикс"