Лавка проектов

архив

Закладки

архив

Бизнес-планирование: как подготовить реальный бизнес-план, а не пособие для студентов

Бизнес-планирование: как подготовить реальный бизнес-план, а не пособие для студентов

Сегодня мы расскажем вам о бизнес-планировании, основных ошибках и о том, как их избежать при подготовке бизнес-плана.

 Каждый предприниматель однажды достигает такой стадии развития бизнеса, когда возникает необходимость либо расшириться, либо запустить новое направление. И когда это происходит, возникают десятки вопросов, которые требуют упорядочивания и приведения в единую структурированную форму. Это либо презентация, либо ТЭО, инвестиционный проект или бизнес-план. А иногда и всё это вместе. Но чаще мы обходимся только бизнес-планом, так как хоть что-то, но слышали об этом и более-менее представляем, как его делать. Представляем ли? 

 Подготовить бизнес-план для рассмотрения и защиты у собственника компании, инвестора, органов государственной поддержки бизнеса, различных фондов, финансирующих перспективные проекты – перед вами поставлена такая задача? С чего же начинать? С изучения документации и требований к бизнес-плану. Это, чаще всего, касается программ государственного финансирования или различных фондов. Там все более-менее ясно: подготовка информации по всем пунктам с точным оформлением, количеством и подтверждающими документами. А если вы делаете бизнес-план для себя, чтобы понять, стоит заниматься данным проектом или нет? И вот здесь вам пригодятся некоторые советы. 

 1. Распространенное мнение, что в бизнес-плане нужно много и упорно считать, верно отчасти. Да, финансовая часть – важный и необходимый раздел нового проекта. Если вы не посчитаете структуру своих будущих расходов, не учтете в ней по максимуму все явные и неявные затраты, внезапное появление таковых в середине проекта могут сильно огорчить. Ибо «мы это не планировали, денег нет»! Расчет доходов не менее важен – вы можете пока хотя бы на бумаге оценить будущий денежный поток от проекта, объем и периодичность. Но! Всё это не имеет смысла, если у вас нет или рассчитан по минимуму (см. п.2) 

 2. Маркетинговый план (план продаж и продвижения). Забавно, но этим разделом мы часто жертвуем, коллеги. И правда, зачем он нужен? Расходы посчитали, выручки посчитали, прибыль получилась. Отлично! А весь объем продукции у нас будет забирать один или два контрагента, ведь «Мы уже договорились!». И вот здесь-то и кроется главная опасность бизнес-планирования. Предварительные договоренности с будущими покупателями нашей продукции или услуг могут быть разорваны в любой момент. Поэтому перед тем, как начать новый проект, надо выяснить много вопросов и это вовсе не финансы! Целевая аудитория вашей продукции или услуг, количество конкурентов, среднерыночные цены, виды рекламы, использующейся для продвижения – это малая толика того, что нужно! А ведь еще есть законодательные ограничения на данный вид деятельности в вашем регионе или наоборот – существующие программа господдержки, экспортный потенциал продукции, его перспективы и так далее. 

 3. Персонал. Одна из кажущихся простой проблем при планировании: рассчитываем количество персонала по участкам проекта, устанавливаем им график работы, размер зарплаты, считаем налоги с этой зарплаты. Снова все просто. В действительности учитывается масса факторов: наличие специалистов необходимой квалификации в регионе, их незанятость, возможность обучения при отсутствии таковых без отправки в другие города, средний уровень зарплат по отрасли и другое. 

 4. Юридическая сторона бизнес-плана, расчет рисков, производственный план, подбор оборудования, максимально подходящего для выполнения плановых показателей производства – эти вопросы требуется проработать с полной тщательностью и серьезностью, как и предыдущие. И всё равно - помните: ни один бизнес-план не будет соответствовать реальному ходу событий. Мы можем с высокой долей вероятности спрогнозировать эти события, но учесть всё невозможно. 

X

Обратная связь

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 
X

Обратная связь

Введите ваше ФИО:
Введите ваш email:
Ваш вопрос: